О ПРОФСОЮЗЕ

    Профсоюз машиностроителей Российской Федерации объединяет более 330 тысяч работников тяжелого, энергетического, химического, нефтяного, строительно-дорожного машиностроения, станкостроения, приборостроения, инструментальной промышленности, Ростехрегулирования, пенсионеров, учащихся и др.

    В профсоюз входит 45 территориальные и около 663 первичных профорганизаций. Крупнейшими из них являются:

    Территориальные - Башкортостанская, Ленинградская, Московская, Тверская;

    Первичные: акционерных обществ: "Алтайвагон", "БелЗан",  "Брянский машзавод",  "Ижорские заводы", "Коломенский завод", "Ленинградский металлический завод", "Нефтекамский автозавод", "Рузхиммаш", "Тверской вагоностроительный завод", "Трансплевпатика", ТКЗ "Красный котельщик".

История

    История профсоюзного движения в машиностроении была сложной и противоречивой. На своем пути профсоюз переживал взлеты и падения, активно боролся за права рабочих в предреволюционные годы, участвовал в индустриализации страны, вложил свои силы в победу в Великой Отечественной войне, в послевоенное восстановление страны. На этом пути были и крутые изменения организационных структур, дроблений и объединений, независимости от партии и государства на начальном и современном этапах, слиянием с партийно-хозяйственными органами в советское время.

    Датой рождения профсоюзного движения машиностроителей принято считать 1905 год. Именно в 1905 году были созданы первые профсоюзные организации на отдельных машиностроительных предприятиях Санкт-Петербурга, Москвы, Брянска.

    После поражения революции 1905-1906 годов деятельность многих профсоюзных отделений была запрещена или ограничена. За 1906-1908 гг. было закрыто 497 профсоюзов, были арестованы около 400 профактивистов. Союзы металлистов почти повсюду перешли на нелегальное положение, но продолжали борьбу за интересы рабочих.

    Революции 1917 года резко активизировали развитие профсоюзного движения в России, особенно в среде металлистов. В апреле 1917 года состоялось учредительное собрание Петроградского союза металлистов. Правление Союза обратилось ко всем рабочим-металлистам России объединиться в единый Всероссийский союз, установило связи со всеми профсоюзными организациями страны и фактически стало выполнять функции Центрального комитета профсоюза. В декабре 1917 года объединились металлисты мальцевских заводов (Людиновского, Сукремльского, Песочинского, Дятьковского, Бытошского и Радицкого- ныне БМЗ) и впервые разработали тарифное соглашение.

    В январе 1918 года состоялся первый Учредительный съезд профсоюза металлистов России, который стал одним из крупнейших профсоюзов страны. На заводах стали создаваться заводские комитеты профсоюза. В условиях разрухи и последующего восстановления народного хозяйства союзу металлистов пришлось взять на себя многие важнейшие функции, в т.ч. по участию в управлении промышленностью.

    В дальнейшем профсоюз металлистов внес весомый вклад в решение задачи индустриализации страны, активно влияя на вопросы организации производства, повышения производительности труда, организацию производственного соревнования, рационализации, воспитательной работы. Большое значение имело движение ударных бригад, широко распространившееся в металлообработке. Профсоюзные организации создавали кружки техминимума, повышения квалификации, устраивали технические конференции, созывали слеты рабочих по отдельным специальностям, проводили конкурсы на лучшее освоение техники, смотры-проверки организации технической пропаганды. На большинстве заводов были организованы стахановские школы, развернулось движение многостаночников.

    Из профсоюза металлистов в те годы вышли известные организаторы и руководители промышленности, государственные деятели (Петровский Г.И., Калинин М.И., Ворошилов К.Е., Шмидт В.В., Шверник Н.М. и др.). Большим авторитетом среди рабочих пользовался Лепсе И.И., который с 1918 по 1920 год возглавлял Петроградский Союз металлистов, а с 1920 по 1929 год был председателем ЦК профсоюза металлистов.

    В 30-е годы произошли организационные изменения в профсоюзе металлистов. В 1931 году из него выделились профсоюзы металлургов, а к 1938 году в машиностроении было уже 9 профсоюзов: рабочих тяжелого, среднего, транспортного, автомобильного, сельскохозяйственного машиностроения и др.

    В годы Великой Отечественной войны профсоюзы машиностроителей делали все возможное для победы над врагом. Машиностроители, как и работники многих других отраслей проявляли массовый трудовой героизм, осваивая в небывало короткие сроки новые мощности и продукцию. Выборные профорганы организовывали движение фронтовых бригад, движение за устранение промежуточных производственных звеньев и высвобождение людей, способствовали ускорению производства оборонной продукции, а в конце войны и в послевоенный период - восстановлению народного хозяйства. Профсоюзные организации машиностроителей провели огромную работу по мобилизации работников отрасли на восстановление страны. Но и в этот сложный период профсоюз решал социальные проблемы работников.

    В послевоенные годы профсоюзы машиностроителей, также как и другие советские профсоюзы, активно воздействовали на различные стороны общественной и государственной жизни, отстаивая интересы трудящихся в специфических условиях встроенности их в государственную систему. Профсоюзы осуществляли контроль за деятельностью администрации предприятий в вопросах оплаты труда, охраны труда и здоровья, участвовали в планировании производства и социальной сферы, управляли средствами государственного социального страхования, организовывали соцсоревнования, активно способствовали развитию физкультуры, спорта, туризма, культуры, отдыха трудящихся и их детей, участвовали в строительстве и распределении жилья.

    Права и возможности советских профсоюзов не имели аналогов в мировом профсоюзном движении, опыт их, несмотря на все негативные моменты его, привлекал профсоюзы многих стран мира.

    В 1954 году состоялся съезд профсоюза рабочих машиностроения, на котором произошло объединение ряда однородных профсоюзов машиностроителей. В 1965 году из него выделился профсоюз работников судостроительной промышленности, а в 1977 году произошло его разделение- были образованы профсоюзы рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, рабочих тяжелого машиностроения, машиностроителей и приборостроителей.

    В течение длительного времени (1967-1977 гг.) профсоюз рабочих машиностроения возглавлял Драгунов Н.В. (который далее до 1982 года был председателем профсоюза рабочих автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения), профсоюз рабочих тяжелого машиностроения- Зиновьев Н.И. (1977-1990), профсоюз машиностроителей и приборостроителей - Рыбаков А.Я. (1977-1990) С 1991 по 2007 год Профсоюзом машиностроителей РФ руководил Трудов Г.А. В новых условиях экономических и политических реформ, после долгих лет неразрывной работы с  партийными и государственными структурами, в профсоюзе утвердилась независимость от этих органов. Внутри профсоюза получили большую самостоятельность первичные организации, утвердилась свобода дискуссий. Появилось большое количество новых профсоюзов, получили развитие социальный диалог и партнерство с различными структурами.

    Одновременно, в связи с ускоренным внедрением рыночных отношений в экономике страны, отставанием правовой базы в области труда, рядом других причин профсоюз машиностроителей столкнулся с большими проблемами в деле защиты прав и интересов работников отрасли в вопросах оплаты труда, занятости, охраны труда и здоровья, сохранения социальных гарантий. В этих условиях постоянно ищет новые формы и методы деятельности по защите прав и интересов машиностроителей, усиливая давление на Правительство, собственников и администрации предприятий. В практику деятельности профсоюза все прочнее входят переговоры и заключение соглашений, акции протеста, понимание необходимости единства и солидарности профсоюзных действий перед лицом наступления капитала.

    В этот период произошли дальнейшие организационные изменения в профсоюзе, связанные с распадом СССР, изменением структуры управления отраслью, с внутрисоюзными проблемами.

    История профсоюзного движения в машиностроении и металлообработке и пути развития профсоюза были сложными и противоречивыми. За время своей деятельности он неоднократно изменял организационную структуру, дробился и укреплялся, менял названия, по-разному строил взаимоотношения в работодателями и государственными органами. В марте 1991 года был учрежден Профсоюз работников тяжелого машиностроения РСФСР, переименованный позднее в Профсоюз машиностроителей России. В декабре 1991 года образовался Российский профсоюз машиностроителей и приборостроителей. 16 февраля 1995 года две эти организации объединились, образовав единый Профсоюз машиностроителей Российской Федерации, который является заметной частью российского профдвижения.

    

Структура и управление профсоюза

      Высшим руководящим органом первичной и другой профсоюзной организации является общее собрание (конференция), территориальной организации профсоюза - конференция (съезд), профсоюза - съезд, которые созываются соответствующими выборными коллегиальными профсоюзными органами (комитетами, советами).

  Постоянно действующим руководящим коллегиальным органом первичной профсоюзной организации является профсоюзный комитет (совет), территориальной организации профсоюза - комитет (совет), профсоюза - Центральный комитет.

    Исполнительным коллегиальным органом профсоюза, профсоюзных организаций является президиум соответствующего комитета (совета), исполнительным единоличным органом профсоюза, первичной, территориальной и другой профсоюзной организации является председатель, доверенное лицо профсоюза.

    Контрольно-ревизионными органами профсоюза, профсоюзных организаций (первичных, территориальных и других) являются их ревизионные комиссии, избираемые на съезде, конференции, общем собрании.

 


Основные принципы профсоюза

-      Профсоюз независим в своей деятельности от органов исполнительной власти, местного самоуправления, работодателей, политических партий, им не подотчетен и не подконтролен.

-      Добровольность членства в профсоюзе, равноправие членов профсоюза.

-     Выборность всех профорганов, отчетность их перед членами профсоюза.

-      Свобода обсуждения проблем.

-      Обязательность выполнения Устава профсоюза и принятых решений.

-      Материальная поддержка профсоюза его членами через уплату профвзносов.

Основные требования профсоюза

    На этапе реформирования российской экономики основными требованиями профсоюза являются:

-      сохранение и развитие конкурентоспособности машиностроительных предприятий, обеспечивающих производственный потенциал страны и занятость квалифицированных работников;

-       обеспечение достойного жизненного уровня машиностроителей за счет достойной зарплаты;

-       создание государством необходимых условий по защите российских производителей машиностроительной продукции;

-       повышение эффективности управления предприятиями со стороны собственников и управляющего персонала;

-       гарантированное обеспечение нормальных условий труда, здоровья, отдыха, социальной защиты работников и членов их семей.

Наш адрес

    119119 Москва, Ленинский проспект, дом 42, подъезд 5, факс (495) 938-81-58

    Председатель - Шатохин Николай Павлович, т. (495) 938-87-10


    Зам. Председателя - Кирюшенков Валерий Николаевич, т.(495) 930-99-45

    Секретарь по международной и информационной работе - Панычев Александр Алексеевич, т. (499) 137-61-26

-       экономический отдел - (495) 930-99-45

-    финансовый отдел - (495) 938-83-82

-       организационный отдел - (495) 938-75-19

-       правовой отдел - (495) 938-77-76

-       отдел охраны труда, здоровья, социальных гарантий - (495) 938-77-76

-       управление делами - (495) 938-78-02